Согласно нормативам срок службы и хранения автомобильной резины ограничен 5 годами. Однако грамотная организация сбережения позволяет увеличить срок эксплуатации шин до 6-10 лет. Главное – защитить продукцию от воздействия негативных факторов и складировать правильно, не допуская неверного расположения, утяжеления, плотного примыкания, перегибов, деформации изделия.
Какие факторы необходимо исключить при организации хранения
Согласно российскому ГОСТу разрешается содержать шины в широком температурном диапазоне (–30 – +35°), в условиях, исключающих деформирование резины. При хранении важно не допускать:
- Воздействия солнечного ультрафиолета – главного врага изделий из каучука, меняющего структуру и снижающего эластичность материала (в результате чего появляются мелкие трещины)
- Резких перепадов температуры и высокой влажности воздуха в месте складирования.
- Воздействия атмосферных осадков – снега и дождя. Если не нашлось помещения для хранения, и приходится складировать во дворе, то необходимо укрыть колеса не пропускающим воду материалом.
- Нагревания от близко находящихся отопительных приборов, влекущего пересыхание резины.
- Неправильного расположения, приводящего к деформации бортов и боковых стенок (резина на дисках и без них укладывается разными способами).
Сколько можно хранить шины от даты производства
По российскому закону (ГОСТ 5513) производители обязаны устанавливать возможный срок хранения не выше эксплуатационного срока, поэтому регламентируемая длительность сбережения ограничена 5 годами с момента производства. Немецкие автомобильные компании устанавливают на свою продукцию шестилетний гарантийный срок. Эксперты из Америки утверждают, что покрышки сохраняют приемлемые эксплуатационные возможности не меньше 10 лет.
Выявлено, что по истечении 5 лет шины, хранимые в идеальных условиях, не приходят в негодность. Отмечается лишь небольшое снижение изначальных технических показателей. Французская компания Michelin активно отстаивает мнение, что автомобильная обувка – это не быстро портящийся товар.
По результатам произведенных французским производителем тестовых испытаний, особых отличий между новыми покрышками и экземплярами, пролежавшими на складе 3 года, не обнаружено. Шины, эксплуатируемые в течение года, оказались примерно равны по своим качественным характеристикам десятилетней неиспользованной резине.
Как правильно содержать
Автомобильные покрышки крайне чувствительны к ультрафиолету, резким температурным перепадам, высокой влажности. Основа качественного сбережения – создание благоприятных условий:
- Складирование в прохладном помещении с хорошей вентиляцией.
- Поддержание постоянного температурного режима, без резких скачков.
- Обеспечение низкого уровня влажности 50-80%.
- Защита от прямых солнечных лучей.
- Экранирование источников тепла.
Перед укладкой колеса надлежит вымыть и просушить. На зимнем комплекте могут остаться реагенты, которыми обрабатывают городские дороги. Химикаты, если их не убрать, будут воздействовать на материал, постепенно разрушая его. Увеличивает процент сохранности обработка изделий из каучука специальным силиконовым составом. Рекомендуется делать метки на колесах, чтобы впоследствии поставить их на «родные» места без путаницы.
Основные рекомендации
Основные правила складирования сводятся к следующим установкам:
- Более мягкую зимнюю резину желательно хранить на дисках.
- Колеса следует размещать на ровной, чистой и сухой поверхности.
- Сверху на покрышки не класть тяжести и не допускать перегибов.
- Не размещать колеса в слишком узкой зоне, куда их приходится втискивать с огромным усилием.
- Избегать соприкосновения с коррозийными материалами.
- Содержать вдали от растворителей, красок, масел, кислотных и щелочных смесей.
- Не упаковывать шины на дисках в полиэтиленовые пакеты (внутри герметичной пластиковой упаковки образовывается конденсат, провоцирующий коррозию металлических деталей)
- Несмотря на то, что по нормативам допустимо содержание покрышек в широком температурном диапазоне, стоит помнить, что летняя резина абсолютно не приспособлена к морозу, а изделие для зимнего использования – к высокой температуре. Не рекомендуется размещать летний комплект в минусовой среде (в частности, на не утепленном балконе), а зимний комплект – оставлять на жаре, под палящими лучами солнца.
Способ расположения
Колеса в сборке и покрышки без дисков укладываются разными способами. Производители специализированной мебели предлагают в широком ассортименте стойки и стеллажи различной конфигурации и размеров, позволяющие складировать колеса правильно. Подобные конструкции обладают прочностью и надежностью, сводят к минимуму возможность деформации в результате тесного примыкания, слабого уровня поддержки или неверного расположения.
Колеса в собранном виде укладывают горизонтально (в стопке должно быть не более 2-4 штук). Их можно также хранить в подвешенном состоянии, размещая на крючках вертикальных стоек или на настенных кронштейнах.
Место складирования
Автолюбители зачастую вынуждены, за неимением специально отведенной площади, хранить автомобильные принадлежности в совершенно неподходящих местах – на не застекленных балконах, в сырых подвалах, не отапливаемых гаражах и иных зонах. Во избежание нежелательных последствий в результате содержания в неблагоприятных условиях не рекомендуется складировать автомобильную продукцию:
- В помещениях с влажным микроклиматом.
- В зонах, не защищенных от солнечного ультрафиолета.
- На лестничных площадках и в квартирных тамбурах (это противоречит правилам пожарной безопасности)
- На открытых балконах и плохо отапливаемых лоджиях.
- Рядом с отопительными системами (дистанция должна составлять не менее метра)
- В жилых комнатах. Содержание на жилой площади предметов, эксплуатируемых в уличных условиях и имеющих в своем составе канцерогенные вещества, нарушает элементарные нормы санитарии.
Для безопасного и качественного сбережения желательно содержать покрышки в следующих местах:
- В отапливаемом гараже из кирпича, бетонных блоков или плит (металлический гараж не подходит, поскольку конструкции из металла летом сильно нагреваются)
- В сухом и чистом погребе. Основное преимущество – полная изоляция от солнечного света. Важное условие – наличие в помещении системы принудительного вентилирования, датчика контроля влажности и стеллажа с отсеками для горизонтальной и вертикальной укладки.
- На утепленной, застекленной лоджии или балконе. Стекло защищает от резкого ветра и осадков. Для защиты от солнечных лучей следует повесить жалюзи или накрыть колеса не пропускающим свет материалом.
- В прохладной, затемненной, хорошо вентилируемой кладовой комнате.
Удобный вариант – хранение на складе профильной компании. Специально оборудованные складские помещения оснащены системой вентиляции, приборами контроля температуры и влажности воздуха, камерами видеонаблюдения. Шины складируются с соблюдением всех правил на специально сконструированных стеллажах. Автомобильные комплекты можно сдавать на склад в любой сезон. Услуга предоставляется по достаточно демократичным ценам (200-350 руб. в месяц).
Утрата эксплуатационных характеристик
Хранение в условиях, далеких от установленных норм, приводит к порче изделия. Отмечаются следующие дефекты:
- Сетка мелких трещин старения.
- Изменение конфигурации профиля покрышки.
- Деформация бортового кольца.
- Разрушение резины протектора и иные изъяны.
Изделие с дефектами к дальнейшей эксплуатации не пригодно.
Заключение
Содержание шин в благоприятных условиях обеспечивает их идеальную сохранность и пригодность к эксплуатации до десятка лет. Автомобильная резина весьма чувствительна к ультрафиолету, влаге, температурным скачкам. Грамотная организация сбережения предполагает недопущение воздействия пагубных факторов.
Рекомендуется содержать автомобильные комплекты в прохладных, затемненных помещениях, оборудованных системой принудительного вентилирования. Влажность воздуха в месте хранения не должна превышать 80%. Для складирования подходят отапливаемые гаражи (исключение – металлические боксы, сильно нагревающиеся в летнее время), сухие погреба, застекленные балконы и лоджии, кладовые комнаты. Идеальный вариант – склады профильных компаний.
Крайне важно располагать изделия правильно. Колеса в сборе укладывают горизонтально (в стопке – не более 4 штук) или подвешивают. Покрышки без дисков подвешивать не рекомендуется. Единственно правильное направление – вертикальная установка.
Размещение в правильном положении в помещении с благоприятным микроклиматом и регулярный контроль состояния позволит сохранить автомобильную резину в течение длительного времени без потери эксплуатационных возможностей, что обеспечит в дальнейшем высокую степень безопасности вождения.