Как правильно хранить аккумулятор автомобиля


Аккумулятор – основной источник электроэнергии в автомобиле. Используется не только для запуска двигателя, но и питания практически всей электроники. Любой аккумулятор имеет ограниченный срок годности, постепенно теряет ёмкость. Поэтому важно правильно хранить АКБ, особенно когда она не используется. При несоблюдении условий возможен преждевременный выход из строя.

Что влияет срок хранения

Состояние и рабочие характеристики автомобильной АКБ зависят от следующих факторов:

  1. Степень износа. Чем дольше эксплуатируется, тем быстрее теряется ёмкость. Обычно срок эксплуатации не превышает 10 лет.
  2. Уровень заряда. Долговременно хранить нужно в заряженном состоянии.
  3. Температура. Нужно содержать в относительно прохладном месте, не слишком жарком или холодном.
  4. Влажность. Должен находиться в сухом, хорошо проветриваемом месте.
  5. Тип конструкции. Для аккумуляторов разных видов предусмотрены различные сроки годности и хранения.

Аккумулятор в автомобиле

Правила хранения

Автомобильный аккумулятор имеет достаточно сложную конструкцию. Основными рабочими элементами являются свинцовые пластины и электролит.

При неподходящих условиях физико-химические свойства элементов изменяются, что приводит к утрате ёмкости и приходу в негодность. При регулярной эксплуатации особые условия создавать не нужно, батарея может находиться в транспортном средстве. Но, при длительном простое, к примеру, зимой, АКБ лучше извлечь, зарядить и поместить в подходящее место.

Подготовка

Многие автовладельцы не пользуются машиной зимой. На этот период лучше снять АКБ с транспортного средства и законсервировать. Если автомобиль находится в капитальном гараже, аккумулятор не нужно снимать, но следует следить за уровнем его заряда.

Перед помещением на хранение АКБ нужно очистить от окислов, пыли и других загрязнений. В процессе чистки важно избежать попадания каких-либо жидкостей на клеммы. Это может повлияет на электропроводные характеристики и привести к быстрому разряду. Обслуживать АКБ можно только в полностью отключённом состоянии.

Если аккумулятор обслуживаемый, сначала стоит проверить плотность электролита. Она должна находиться на уровне 1,28 г/см3. Жидкость должна полностью покрывать пластины. Если АКБ необслуживаемая, необходимо регулярно проверять уровень заряда.

Перед консервацией следует проверить напряжение. Оно не должно быть ниже 12,4 В, оптимальное значение – 12,7-14 В. При более низком значении предварительно стоит произвести зарядку.

После чистки клеммы нужно смазать средством для защиты от коррозии. Необязательно использовать специальное средство, подойдёт и обычный вазелин или литол. Покрытие предотвратит окисление под воздействием воздуха.

Аккумулятор всегда нужно хранить в полностью заряженном состоянии. Если он будет разряженным, в процессе хранения произойдёт снижение ёмкости. В разряженном состоянии на пластинах образуются окислы и налёт серной кислоты, из-за чего устройство может полностью выйти из строя.

Аккумуляторы автомобиля

Основные условия

Чтобы сохранить характеристики АКБ, необходимо обеспечить следующие условия:

  1. Температура в месте хранения должна находиться в диапазоне +10°С-+15°С.
  2. Изделие должно быть защищено от прямых солнечных лучей для предотвращения нагрева деталей. Ультрафиолет также может стать причиной реакции сульфатации (покрытие электродов сернокислым свинцом).
  3. Влажность должна быть средней. Нельзя оставлять в помещении с повышенной влажностью. Из-за влаги возможно замыкание клемм.
  4. АКБ должна находиться в таком же положении, как и в транспортном средстве. Аккумулятор нельзя наклонять и переворачивать.

Оптимальное место хранения – отапливаемый гараж или кладовка. На неостеклённом балконе или лоджии зимой оставлять нельзя, это может привести к промерзанию.

Максимальный период хранения без эксплуатации может варьироваться в зависимости от типа аккумулятора:

  • Залитый гибридный – 1 год.
  • Кальциевый – 1,5 года.
  • Сухозаряженный – 3 года.

Хранение АКБ

Новый аккумулятор

Новую АКБ также нужно содержать в особых условиях. Сначала следует уточнить дату производства. Если батарея изготовлена 1-2 месяца назад и ещё не использовалась, предварительно её необходимо полностью зарядить. Затем следует поддерживать напряжение в рекомендуемом диапазоне. Желательно проверять напряжение 2 раза в месяц, оно не должно падать ниже 12,4 В.

Новый аккумулятор, выпущенный 2-3 года назад, уже с большой вероятностью не соответствует заводским характеристикам, даже если не эксплуатировался. Поэтому важно его регулярно подзаряжать, чтобы замедлить процесс потери ёмкости.

Проверить АКБ можно без специального оборудования. Для этого достаточно установить его в автомобиль, завести двигатель и сделать небольшую поездку примерно на 1 час. Затем следует выключить мотор, и проверить работоспособность всех электроприборов. Если АКБ держит нагрузку в течение получаса, она ещё пригодна для дальнейшей эксплуатации.

Хранение на морозе

Сложнее всего сохранить свойства батареи в зимний период, особенно в регионах с холодным климатом. На запуск двигателя в мороз требуется больше энергии. Кроме того, минусовая температура приводит к ускоренной разрядке аккумулятора. Заряжается он, наоборот, дольше, что обусловлено снижением активности электролита.

Чтобы избежать потери ёмкости, следует исключить риск замерзания электролита. Поэтому надолго оставлять АКБ на морозе не следует. Нельзя допускать и резкого охлаждения с последующим быстрым нагревом. Температурные скачки также приводят к ухудшению характеристик электролита.

В суровые морозы имеет смысл утеплить прибор, даже если он ежедневно эксплуатируется. Для этого можно воспользоваться специальным термоизоляционным чехлом. Важно закрывать и решётку радиатора, иначе через неё будет поступать холодный воздух. Зимой АКБ нужно чаще обслуживать, по возможности следует заливать электролит повышенной плотности.

АКБ в чехле

Полезные рекомендации

Чтобы сохранить ёмкость аккумулятора и избежать его преждевременной поломки, следуйте таким советам:

  • Некоторые автовладельцы советуют «будить» батарею перед запуском двигателя, включая фары или другие приборы. В этом нет никакого практического смысла.
  • Зимой на морозе может разрядиться даже полностью исправная новая АКБ. При нерегулярных кратковременных поездках аккумулятор не успевает набирать ёмкость. Поэтому в морозы желательно каждый вечер проверять напряжение.
  • Если на аккумуляторе низкое напряжение, его стоит сразу поставить на зарядку. Падение напряжения ниже критического уровня может стать причиной потери ёмкости.
  • Нельзя допускать полного разряда батареи. Если она долго пробудет в таком состоянии, в дальнейшем скорее всего её будет уже невозможно восстановить.
  • Не рекомендуется продолжать эксплуатацию после истечения заявленного производителем срока годности. Это может привести не только к неожиданному разряду, но также замыканию, что в свою очередь чревато возгоранием.
  • Аккумулятор необходимо хранить исключительно в заряженном состоянии.
  • Нельзя допускать воздействия низких и высоких температур.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *