Как следует хранить пастельные рисунки


Пастель — это группа художественных материалов для живописи. Выпускается в виде мелков. У пастельных мелков масса свойств. Кто пишет картины, наверняка это знают: яркие цвета, приятная текстура, точность нанесения, прорисовка деталей и не только.

Единственный минус – это хранение. Перед началом написания, мастер должен продумать, где и как будет создаваться архив работ. При должном хранении, картины можно будет демонстрировать и через 50 лет.

Условия хранения

Пастель, в отличие от карандашей или акварели, наслаивается. Художник передает на полотне сложные переходы. Картины из пастели выцветают под прямыми лучами солнца и искажаются от влаги.

Вне зависимости от того, как будут храниться рисунки, главное учесть следующее:

  1. Они находятся в тёмном помещении, в закрытой коробке, ящике или выдвижном шкафу.
  2. Стеллаж находится вдали от ванной комнаты, сауны, дверей на улицу, кухни. Рядом не стоят живые цветы и вода.
  3. Рисунки зафиксированы на поверхности или прижаты дополнительной бумагой. Материал, который соприкасается с работой – без кислотных компонентов, чтобы не вызвать реакцию с пастелью.

Пастельный рисунок

Способы хранения

Рамка

Опытные художники хранят пастельные рисунки в рамке. Но мало поместить работу под стекло. Пастель отпечатается, верхний слой мелков отвалится и картина испортится.

Пастельный рисунок в рамке

Для безопасного хранения, пастель нужно «окантовать» – поместить в рамку с паспорту. Это внутренняя уплотненная рамка. Она создает «барьер» между работой и стеклом.

Художники покупают рамку с вложенным паспорту. Можно обойтись квадратной рамкой для фотографий и паспорту вырезать самостоятельно. Для этого нужна плотная бумага (или наслоение тонких слоев). Цвет — любой, но паспорту создает фон работы. На светлом фоне цветной рисунок кажется ярче.

Бумага вырезается по форме квадрата. Затем вырезается квадрат внутри. Его размер зависит от размера картины: рамка должна на 1.5 см накладываться на работу. Картина фиксируется с левой стороны паспорту малярным скотчем. Иначе картина «убежит из рамки». Паспорту кладется на стекло и прижимается задней частью рамки. Фиксируется зажимами.

Если картонный вариант паспорту не устраивает, можно сделать из дерева. Рейки прибиваются под стекло рамки, и работа фиксируется на них.

При покупке рамки, специальной или для фотографий – важно выбрать стекло с ультрафиолетовым фильтром. Пастель выцветает на свету. С защитой можно не думать, и вешать работу и в спальне и в солнечной гостиной.

Использование фиксатива

Чтобы сохранить пастель на картине, художники обрабатывают ее фиксативом. Это закрепитель пастели. Существуют матовые и глянцевые фиксативы. Художник выбирает тот,  который подходит и соответствует замыслу.

Использование фиксатива для сохранения пастели на рисунке

Не все художники покупают фиксативы. Мастера – любители пользуются подручными средствами: например, лаком для волос. Профессионалы уверены, что лучше оставить лак для закрепления прически. А для фиксации пастели купить специальное средство.

По способу нанесения, можно выделить следующие фиксативы:

  1. Аэрозольные.
  2. Пульверизаторы.
  3. Распылители.

Мастер выбирает, в зависимости от размера готовой картины и масштаба, куда распределять.

Средства разделяются по свойствам. Существуют:

  • Ретуширующие.
  • Промежуточно-финишные.
  • Финишные.

На написание картины, художнику потребуется день, месяц или год. Ведь муза приходит и уходит. Чтобы пастель не засыхала и не крошилась на неготовой работе, существуют промежуточно-финишные фиксативы. Их наносят точечно: там, где художник хочет «зафиксировать момент».

Ретуширующие фиксативы пригодятся мастеру при наслаивании. На закрепленной пастели создать новый полупрозрачный слой получится правдоподобнее.

Финишный лак склеивает темные «нижние» цвета работы со светлыми. При распылении на всю работу, сухая пастель застывает. Масляная пастель не может полноценно высохнуть из-за парафина в составе. Пастель обветривается на бумаге, в процессе создания картины. Чтобы вернуть ей свежести – используют финишное покрытие. Это придаст блеск масляной пастели. После высыхания, на бумаге образуется плотный слой цвета.

Рекомендации по выбору:

  • В составе фиксативов должны присутствовать ультрафиолетовые фильтры. Без них картина быстро выцветет на солнце.
  • Нельзя наносить средство ближе, чем за 30 см от полотна. Слоям надо просохнуть 20 минут. Иначе цвета на картине исказятся, и бумага деформируется от влаги.

Папка-альбом

Если хранить картины в альбоме, их удобно показывать другим. Папка в альбоме – это папка, в которую приклеен акварельный альбом. Делается самостоятельно. Для хранения работ формата a4 и а5, альбом нужен формата А3. Папку следует выбирать на 1/3 больше размера альбома. Она должна быть изготовлена из плотного картона или пластмассы.

Папка-альбом

Каждый рисунок крепится на лист альбома малярным скотчем. Клейкий скотч повредит пастель. Картина накрывается слоем кальки, как «фатой». Работа не будет пачкать другие листы бумаги и не пропитает их влагой. Чтобы «фата» не смещалась, ее сверху приклеивают кусочками скотча со 4 сторон.

Стеллаж

Некоторые художники предпочитают создавать в жилищах «уголок для рисования». Там стоит стол или мольберт. Подготовлено место для композиции и расположен стеллаж с инструментами. Там же и архив работ.

Хранение картин на стеллаже

Как лучше хранить пастельные рисунки – вертикально или горизонтально, мнения разделяются. Поэтому каждый выбирает сам. Главное:

  • Работы зафиксированы и прижаты в папках или коробках.
  • Между ними проложен слой кальки или пекарской бумаги – оба варианта нейтрализуют влагу.
  • На стеллаж не попадает прямой солнечный свет.

Сумка–переноска

Хранить в сумке-переноске удобно незаконченные картины, формата а4 и меньше. Художник планирует рисовать их на природе или в другой локации. Задача: сохранить неготовую работу при перемещении.

Сумка–переноска

Сумка-переноска должна быть изготовлена из жестких материалов, чтобы внутри работы не помялись. Ее размер должен быть больше, чем картины.  Обязательно изнутри крепить рисунки резинками или ремнями к стенкам сумки. Чем меньше картина вибрирует и трясется при ходьбе – тем лучше сохраняется пастель на ней. Желательно, чтобы внутри были отдельные карманы на молнии, для личных вещей и инструментов.

Заключение

Художники придумали разные способы, как сохранить пастельные рисунки в первоначальном облике. Каждый художник вправе выбрать для себя приемлемый вариант. Главное не пренебрегать этим этапом. Так работы будут радовать многие годы, и передаваться следующим поколениям.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *